2 АПРЕЛЯ ежегодно отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА.
День был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООНот 18 декабря 2007 года,в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.
Аутизм – общее расстройство развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии, ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.
Современные классификации рассматривают аутизм, как общее «первазивное» (всеохватывающее, всепроникающее) нарушение развития. Это подчеркивает тот факт, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом.
В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу детей с данными нарушениями, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с расстройством аутистического спектра имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, педагогической коррекции, социальной адаптации и социального функционирования.
Ранее установление диагноза аутизм встречает значительные трудности. Это связано с несколькими обстоятельствами:
1. В раннем возрасте симптомы аутизма, как и многих других нарушений развития, проявляются в незрелых, трудных для выявления формах.
2. Некоторые из симптомов, особенно стереотипные формы поведения, встречаются в раннем возрасте и в норме, причём достаточно широком диапазоне по степени выраженности и времени проявления, что затрудняет диагностику.
3. Многие проявляющиеся в раннем возрасте симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития.
4. Психопатология аутизма в раннем детском возрасте разработана очень неравномерно.
С учётом приведённых обстоятельств установление диагноза аутизм становится достаточно надёжным лишь в возрасте 3-4 лет. В то же время, психолого-педагогические коррекционные занятия можно и нужно начинать в более раннем возрасте, и это даёт ужев школьном возрасте прирост удовлетворительной социальной адаптации.
Симптомы аутизма.
Базисные симптомы:
- нарушение социального функционирования;
- нарушение развития навыков общения;
- необычная способность к символическим играм;
- ограниченность интересов и стереотипное поведение.
Дополнительные симптомы:
- необычные моторные стереотипии;
- когнитивные нарушения;
- нарушения эмоционального реагирования;
- неврологические нарушения;
- поведенческие нарушения.
Как нарушается социальное функционирование?
Социальное функционирование нарушается всегда. Степень его различна, от странностей в социальном взаимодействии до почти полной отстраненности
и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомымии сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких.
Социальные нарушения включают в себя:
- недостаточное использование зрительного контакта;
- не скучают в отсутствии родителей и редко радуются при их появлении;
- испытывают затруднения, как в распознавании
окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния (через телодвижение, мимику).
Нарушения навыков общения:
- коммуникативный дефицит намного глубже,
чем простое нарушение навыков устной речи;
- не указывают на предметы, не показывают
их (не сформирован указательный жест);
- не пытаются привлечь внимание родителей взглядом;
- перед началом речи нет лепета;
- могут быть болтливыми, но не могут поддерживать беседу.
Какие странности в поведении характерны
для аутизма?
- не играют с обычными игрушками;
- неадекватная повторяемость одного действия;
- потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего их предметного мира;
- наблюдение за текущей водой, движущимися
и вращающимися предметами;
- при хорошо развитой речи, темы общения ограничиваются вокруг очень специфических областей.
Современные подходы к коррекции можно представить следующим образом:
I. традиционные (основные) подходы:
1.Медицинские.
2. Психолого-педагогические.
II. Альтернативные (вспомогательные) подходы:
- альтернативные варианты медико-биологических воздействий;
- альтернативные варианты психолого-педагогических воздействий.
Основные методы, как правило, направлены на коррекцию основных проблем ребенка с аутизмом.
Вспомогательные методы не решают основных проблем, но при определенных условиях могут создавать более или менее действенные предпосылки для их решения.
Актуальность развития помощи детям с аутизмом
и расстройствами аутистического спектра определяется несколькими факторами:
- высокой и постепенно увеличивающейся частотой встречаемости;
- сложностью и многообразием клинической картины;
- трудностями диагностики и дифференциальной диагностики;
- недостаточной эффективностью лечебно-коррекционного процесса.
Чем раньше начинается работа, тем в большей степени можно рассчитывать на пластичность нервной системы и психики как важнейшего фактора компенсаторных процессов. Кроме того, многие признаки аутизма формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития
Возникновение аутизма независит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения семьи.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
Ежегодно в день распространения информации о проблеме аутизма во многих городах мира проходят традиционные акции, флеш-мобы, семинары, круглые столы. А также акции «Зажги синим», в рамках которой люди поддерживающие семьи воспитывающих детей с аутизмом и самих детей используют в одежде синие элементы. В некоторых странах на зданиях включают синюю подсветку, в небо выпускают синие шары в поддержку людей и распространении информации об аутизме.