Государственное учреждение образования "Детский сад № 43 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Детский сад № 43 г. Борисова"

222511 г. Борисов, ул. Галицкого, 13

Всемирный день распространения информации об аутизме

01.04.2021
Всемирный день распространения информации об аутизме

2 АПРЕЛЯ ежегодно отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА.

День был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООНот 18 декабря 2007 года,в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Аутизм – общее расстройство развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии, ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Современные классификации рассматривают аутизм, как общее «первазивное» (всеохватывающее, всепроникающее) нарушение развития. Это подчеркивает тот факт, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом.

В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу детей с данными нарушениями, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с расстройством аутистического спектра имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, педагогической коррекции, социальной адаптации и социального функционирования.

Ранее установление диагноза аутизм встречает значительные трудности. Это связано с несколькими обстоятельствами:

1. В раннем возрасте симптомы аутизма, как и многих других нарушений развития, проявляются в незрелых, трудных для выявления формах.

2. Некоторые из симптомов, особенно стереотипные формы поведения, встречаются в раннем возрасте и в норме, причём достаточно широком диапазоне по степени выраженности и времени проявления, что затрудняет диагностику.

3. Многие проявляющиеся в раннем возрасте симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития.

4. Психопатология аутизма в раннем детском возрасте разработана очень неравномерно.

С учётом приведённых обстоятельств установление диагноза аутизм становится достаточно надёжным лишь в возрасте 3-4 лет. В то же время, психолого-педагогические коррекционные занятия можно и нужно начинать в более раннем возрасте, и это даёт ужев школьном возрасте прирост удовлетворительной социальной адаптации.

Симптомы аутизма.

Базисные симптомы:

- нарушение социального функционирования;

- нарушение развития навыков общения;

- необычная способность к символическим играм;

- ограниченность интересов и стереотипное поведение.

Дополнительные симптомы:

- необычные моторные стереотипии;

- когнитивные нарушения;

- нарушения эмоционального реагирования;

- неврологические нарушения;

- поведенческие нарушения.

Как нарушается социальное функционирование?

Социальное функционирование нарушается всегда. Степень его различна, от странностей в социальном взаимодействии до почти полной отстраненности
и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомымии сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких.

Социальные нарушения включают в себя:

- недостаточное использование зрительного контакта;

- не скучают в отсутствии родителей и редко радуются при их появлении;

- испытывают затруднения, как в распознавании
окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния (через телодвижение, мимику).

Нарушения навыков общения:

- коммуникативный дефицит намного глубже,
чем простое нарушение навыков устной речи;

- не указывают на предметы, не показывают
их (не сформирован указательный жест);

- не пытаются привлечь внимание родителей взглядом;

- перед началом речи нет лепета;

- могут быть болтливыми, но не могут поддерживать беседу.

Какие странности в поведении характерны
для аутизма?

- не играют с обычными игрушками;

- неадекватная повторяемость одного  действия;

- потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего их предметного мира;

- наблюдение за текущей водой, движущимися
и вращающимися предметами;

- при хорошо развитой речи, темы общения ограничиваются вокруг очень специфических областей.

Современные подходы к коррекции можно представить следующим образом:

I. традиционные (основные) подходы:

1.Медицинские.

2. Психолого-педагогические.

II. Альтернативные (вспомогательные) подходы:

- альтернативные варианты медико-биологических воздействий;

- альтернативные варианты психолого-педагогических воздействий.

Основные методы, как правило, направлены на коррекцию основных проблем ребенка с аутизмом.

Вспомогательные методы не решают основных проблем, но при определенных условиях могут создавать более или менее действенные предпосылки для их решения.

Актуальность развития помощи детям с аутизмом
и расстройствами аутистического спектра определяется несколькими факторами:

- высокой и постепенно увеличивающейся частотой встречаемости;

- сложностью и многообразием клинической картины;

- трудностями диагностики и дифференциальной диагностики;

- недостаточной эффективностью лечебно-коррекционного процесса.

Чем раньше начинается работа, тем в большей степени можно рассчитывать на пластичность нервной системы и психики как важнейшего фактора компенсаторных процессов. Кроме того, многие признаки аутизма формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития

Возникновение аутизма независит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения семьи.

Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Ежегодно в день распространения информации о проблеме аутизма во многих городах мира проходят традиционные акции, флеш-мобы, семинары, круглые столы. А также акции «Зажги синим», в рамках которой люди поддерживающие семьи воспитывающих детей с аутизмом и самих детей используют в одежде синие элементы. В некоторых странах на зданиях включают синюю подсветку, в небо выпускают синие шары в поддержку людей и распространении  информации об аутизме.

Версия сайта для слабовидящих